Получение разрешения на монтаж вывески на фасаде — неотъемлемая часть размещения конструкции. Нарушение порядка, установленного законом, подвергает бизнес серьезным финансовым издержкам, включая штраф (для юридических лиц до миллиона рублей). Новичкам процедура согласования вывески часто кажется долгой и сложной. В результате некоторым предпринимателям проще заплатить штраф, чем разбираться в тонкостях.
Понять нюансы получения разрешения помогут профессионалы из рекламно-производственной компании CreativePRO. В этой статье мы рассмотрим ключевые вопросы по теме: различие между рекламными и информационными вывесками, виды конструкций, не требующих согласования, и шаги, которые нужно предпринять для получения разрешения. Наша команда предлагает вам сопровождение в этом сложном процессе, включая разработку дизайн-проекта, сбор необходимой документации и грамотное оформление заявления. Это позволит вам сэкономить время и деньги, а также избежать стресса.
Информационная конструкция, которая устанавливается на фасаде здания и помогает потребителям узнать, какая компания или ИП находится внутри, называется вывеской. Она значительно упрощает навигацию и поиск нужной организации, если в одном помещении располагается несколько юридических лиц.
Отличить вывеску от рекламы можно по трем основным признакам:
Месторасположение. Рекламная конструкция может размещаться где угодно: на крыше, на щите вдоль дороги, на остановке и т. д. Вывеску же устанавливают только на фасаде здания, где находится организация.
Содержание. На вывеске размещают исключительно информацию о компании, а в рекламе можно указать описание товара или написать призыв к действию.
Назначение. Если вывеска не только информирует о компании, но и рекомендует определенную услугу или товар, она считается рекламной. Кроме того, наличие вывески у организации обязательно, а рекламы — нет.
Не для всех конструкций нужен разрешительный документ. Разберемся, для установки каких вывесок придется обратиться в уполномоченные органы, а в каком случае это необязательно:
К вывескам, не требующим согласования, относятся прямоугольные таблички, расположенные у входа в помещение. На них обычно размещают информацию о компании: адрес, график работы, полное название. Они необходимы для исполнения закона о защите прав потребителей, поэтому не требуют разрешения.
Точно согласовывать придется рекламные конструкции. Иногда случаются спорные ситуации, потому что грань между информационной и рекламной вывеской тонкая. Чтобы не получить штраф и не нести дополнительные издержки на демонтаж конструкции, предприниматели обращаются в компетентные органы с проектом вывески, концепцией фасада и адресом размещения для консультации.
В остальных случаях вопрос согласования регулирует региональные или муниципальные власти. Например, в Санкт-Петербурге необходимо получить разрешение на любую конструкцию, даже информационную, кроме вышеупомянутых табличек. Что касается других регионов, иногда разрешение не требуется, если вывеска соответствует требованиям, выдвинутым администрацией. Сведения о необходимости и правилах согласования конструкций находятся в публичном доступе. Например, власти Москвы подготовили методическое пособие, как должны выглядеть вывески и где размещаться. Это снижает число нарушений и упрощает работу и бизнесу, и контролирующим органам.
В каждом регионе перечень необходимых бумаг для прохождения процедуры может отличаться. Но, как правило, предпринимателю нужно подготовить:
заявление, в котором следует указать вид и размеры конструкции, площадь информационного блока, тип освещенности и другие характеристики;
дизайн-проект будущей вывески с концепцией фасада;
копии паспорта заявителя, листа записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
согласие жильцов дома и разрешение собственника помещения на установку вывески;
копии документа о регистрации товарного знака (если вывеска на иностранном языке);
чеки об оплаченной госпошлине.
Если здание относится к историческим или культурным объектам, конструкцию необходимо дополнительно согласовать в компетентном ведомстве.
Для начала следует выяснить, какой орган уполномочен решать этот вопрос. Необходимые бланки и шаблоны документов можно найти в публичном доступе на сайте администрации муниципалитета либо получить по запросу на электронную почту. Процедура согласования включает следующие этапы:
Создание макета. В первую очередь, необходимо сверстать дизайн-проект будущей вывески в графическом редакторе и наложить его на фото места размещения. Так, комиссия поймет, как будет выглядеть готовый результат на фасаде здания.
Подготовка документов. Эта часть процедуры отнимает больше всего времени. Особенно долго получать согласие собственников жилья, если вывеска будет размещаться на фасаде многоквартирного дома. Необходимо собрать подписи не менее 2/3 общего числа жителей.
Предварительное согласование. Этап помогает выявить ошибки и неточности в подготовленных документах. Снизить риск отказа можно, если заказать услугу у компетентного специалиста или в профильном комитете.
Заявка. Подать заявление и пакет документов для согласования можно лично, обратившись в уполномоченный орган, или онлайн через портал «Госуслуги». В первом случае надо быть готовым к очередям и долгому ожиданию, во втором — к внезапно возникшим техническим неполадкам. Обратите внимание, что не во всех муниципалитетах доступна услуга в онлайн-формате.
Результат. Решение комиссии о разрешении либо отказе установки вывески будет готово в течение 60 дней с момента подачи заявления. В случае отрицательного результата процедуру придется проходить заново, в том числе оплачивать госпошлину.
Размещение рекламных и информационных конструкций регулирует антимонопольная служба и администрация муниципалитета. Если выяснится, что вывеска установлена с нарушениями или вообще не согласована, предпринимателю грозят санкции:
Демонтаж. В первую очередь конструкцию придется снять. Если нарушитель игнорирует предписание компетентных органов, вывеску демонтируют подрядчики администрации или собственник помещения. В этом случае предприниматель будет обязан возместить расходы.
Штраф. За использование вывески без согласования также придется заплатить в бюджет государства:
гражданам — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
должностным лицам — от 3 до 5 тысяч рублей;
юридическим лицам — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Расторжение договора аренды. Некоторые собственники при заключении соглашения указывают в документе основные требования к вывескам. Если они нарушены, то владелец помещения вправе расторгнуть договор аренды досрочно.
Решение о демонтаже и штрафе можно оспорить в суде в течение трех месяцев, если доказать отсутствие нарушения. В практике есть случаи, когда предприниматель выигрывал дело и администрация самостоятельно восстанавливала конструкцию.
Нередко предприниматели не могут найти грань между рекламной и информационной вывеской. Согласно закону, к первой относятся сведения, которые призывают купить товар или заказать услугу: характеристика продукции, низкие цены, акции и т. д. Контекст информационной вывески состоит лишь из наименования, графика работы и вида деятельности компании (кафе, салон, СТО). Спорными может оказаться название магазина «Всё по 100» или аптеки «Экономная». Еще на этапе подготовки документов необходимо проверить, нет ли в контексте вывески двусмысленности и призыва к действию. Это поможет обезопасить себя от последующего отказа.
Законом регламентировано, что текстовая часть вывески должна быть выполнена на русском языке. В противном случае предприниматель обязан предъявить документ, подтверждающий право пользования чужим товарным знаком (если речь идет о франшизе) или государственную регистрацию в Роспатенте.
В каждом муниципалитете компетентные органы публикуют регламент по составлению проектных документов, а также предоставляют их шаблоны. Предприниматель может получить отказ, если его дизайн-проект не удовлетворяет требованиям. Однако случается так, что документы выполнены не по шаблону, но соответствуют регламенту. Это не является основанием для отклонения заявления.
Самая очевидная причина отказа — неправильно заполненные либо загруженные документы. Перед подачей заявления необходимо убедиться, что электронные образцы легко читаемы, в них нет помарок, пометок и явных ошибок. Многостраничные документы нужно поместить в архив и прикрепить к соответствующему заявлению. Также важно убедиться, что при использовании ЭЦП все необходимые бланки подписаны, а сертификат действителен.